Правильно выбираем следующую фичу для релиза

Грамотно и вовремя выбирать фичи для разработки и не прогадать – это про искусство приоритизации. Как найти критерии оценки, необходимые для своего продукта, вырастить стратегические показатели, предложить клиентам еще больше ценности, наладить все внутренние процессы в команде и добиться других наглядных показателей с помощью качественной приоритизации?

Почему без приоритизации не выжить?

«Управление продуктом» означает принятие решения о том, что мы делаем для продукта, а затем его реализацию.
Райан Сингер, продуктовая стратегия Basecamp

Управление продуктом состоит из трех больших блоков:

  • User research (исследование пользователей)
  • Planning (планирование)
  • Execution (исполнение)

На стадии планирования мы «лепим» образ будущего продукта. И очень важно использовать такие материалы, которые улучшат показатели нашего продукта, его прибыльность, его UX, UI и так далее.

И не будем кривить душой — я думаю, что многие product managers кайфуют от такой «лепки». От возможности влиять на то, каким будет продукт.

Отвлекающие факторы буквально убивают стартапы. Строительство ради строительства подобно самоубийству. Поэтому наличие строгого и честного процесса приоритизации для разработки функций имеет решающее значение для контроля внимания и устранения лишнего.
Бен Йосковитц, автор Lean Analytics, инвестор и стартап ментор.

Легко взять и потратить бесценное время команды на разработку фич, которые никому не нужны. Особенно эта проблема актуальна для стартапов, время и бюджет которых очень сильно ограничены.

Заблуждается тот, кто считает, что новая добавленная фича сразу заставит людей захотеть использовать весь продукт.
Джошуа Портер, UX директор в HubSpot

Мы делаем фичи и потом удивляемся, почему вообще ничего не изменилось в продукте.

Известный в Силиконовой долине Marty Cagan в своей книге Inspired выделил три типа менеджеров продукта:

  • Backlog administrator. Его задача — просто аккуратно сложить все «хотелки» CEO и ничего не потерять.
  • Roadmap administrator, который уже может что-то предложить сам, но решает все равно группа стейкхолдеров.
  • Настоящий менеджер продукта. Только этот тип может принимать решения самостоятельно. Вот именно таким менеджерам и пригодится мой процесс. Если вы менеджер другого типа — меняйте работу, потому что изменить mindset CEO очень сложно.

В условиях жесткой конкуренции и неопределенности, в которой находятся как стартапы, так и бизнесы, жизненно важно уметь проводить правильную приоритизацию.

Процесс приоритизации

Теперь я хочу рассказать о процессе, который поможет вам выбирать будущие фичи и делать продукт/проект лучше.

На самом деле, все просто: ставим цели на 1-2 месяца, выбираем метрики для контроля, собираем и отбираем идеи, которые могут улучшить эти метрики. Далее проводим бережливую приоритизацию идей, делаем скоринг фич, и, наконец, пишем ТЗ на фичи, которые выиграли. Вот и все — фичи готовы к разработке.

Если все это систематизировать:

  • Формулируем цели
  • Выбираем метрики под цели
  • Собираем и организуем идеи
  • Проводим непрерывную Lean-приоритизацию
  • Делаем скоринг фичей
  • Детализируем фичи и складываем их в очередь.

Собираем идеи

Откуда можно брать идеи?

  • Системы поддержки пользователей
  • NPS
  • Продуктовая аналитика
  • Анализ конкурентов
  • Интервью
  • A/B тесты
  • Обзоры.
  • UX тестирование
  • Опросы

Организуем идеи

Так как фидбэка и идей может быть очень много, то постоянно наводим порядок в бэклоге. Это помогает быстро находить нужные вещи и не отвлекаться на ненужные.

Как мы структурировать product backlog:

  • по компонентам (backend, frontend, API, mobile apps)
  • по сфере применения (UX, marketing, tech debts, bugs)
  • отмечаем «флагами» самое стратегически-важное
  • линкуем инсайты и фичи, чтобы понять востребованность фич.

Делаем Lean-приоритизацию

Периодически, по мере накопления новых идей мы оцениваем их с помощью метода Lean Prioritization. Это простая матрица 2×2 c двумя осями — сложность и ценность:

  • Ценность — какой вклад дает фича в продукт.
  • Сложность — трудозатраты на реализацию фичи.

  • Берем в работу сначала Quick Wins — фичи, которые дают большую ценность, но которые можно очень быстро запилить.
  • Далее — Big Bets. Это фичи, которые могут принести большую ценность, но их трудно реализовать.
  • Затем – Maybes – задачи и функции, которые не приносят большой ценности, но легко реализуются. Они могут вполне быть реализованы позже.
  • И, наконец, Time Sinks. Этим фичам сейчас не нужен приоритет и должное внимание.

Здесь мы ищем фичи, которые могут дать нам конкурентное преимущество, то есть создадут причину, из-за которой клиенты конкурентов придут к нам. Это конкурентное преимущество должно быть уникально, трудно повторимо и, в идеале, не воспроизводимо.

Planning Poker

Для оценки идей можно использовать Planning Poker:

  • собираемся группой
  • ведущий берет идею, и группа обсуждает ее вслух, чтобы прийти к общему знаменателю и пониманию
  • каждый участник оценивает идею по шкале Фибоначчи и кладет карту рубашкой вверх
  • далее ведущий вскрывает все карты
  • люди, которые поставили max и min поясняют свое решение
  • далее команда пытается найти консенсус
  • в итоге, приходим к общему знаменателю и потом переходим к следующей идее.

Техники приоритизации

Daniel Zacarias собрал в коллекцию 20 техник приоритизации и сгруппировал их по двум свойствам — внешняя/внутренняя и количественная/качественная техника.

Пример внешней количественной техники — модель Кано, где мы даем опросник пользователям. А пример внутренней количественной техники — Lean Prioritization (или Value vs Cost). Я описал этот метод выше.

Скоринг Фичей

Скорим не все фичи, а только те, которые выиграли в Lean Prioritization, потому что скоринг — трудозатратная операция.

Оцениваем каждую фичу по выбранным критериям, по шкале от 0 до 10. Далее эти значения умножаем на веса и получаем некую финальную числовую оценку, которая позволяет нам сравнивать фичи между собой.

Критерии для скоринга

Вот различные критерии, которые можно использовать для скоринга:

  • целевые метрики
  • увеличивает прибыль
  • помогает привлечь новых клиентов
  • помогает удержать старых клиентов
  • ценность для пользователей
  • стратегическая ценность — сейчас не даст, но потом поможет что-то сделать
  • можно ли решить задачу через существующий функционал
  • сильная инновация
  • есть у многих конкурентов
  • нужна многим пользователям
  • как часто нужна
  • время и стоимость разработки
  • время и стоимость внедрения
  • уверенность в том, что выстрелит
  • ожидаемая по Кано
  • желаемая по Кано
  • восхищающая по Кано — wow-эффект, ценность для PR
  • улучшает код (облегчает доработку и поддержку)
  • Pirate Metrics (AARRR)

Что даст приоритезация фич и их правильный выбор:

  1. Снижение степени влияния интуиции на принятие решений и руководство наглядными и осязаемыми критериями оценки.
  2. Рост стратегических показателей. Движение в нужном направлении к поставленной цели.
  3. Клиенты получают самое важное в первую очередь.
  4. Команда понимает ПОЧЕМУ делается конкретная фича. Благодаря скорингу и критериям можно легко пояснить всем любопытным коллегам, почему взяли в работу ту или иную фичу.
  5. Минорные идеи прячутся и не мозолят глаза — все равно 80% идей никогда не будут реализованы.

%d такие блоггеры, как: