Правильно выбираем следующую фичу для релиза
Грамотно и вовремя выбирать фичи для разработки и не прогадать – это про искусство приоритизации. Как найти критерии оценки, необходимые для своего продукта, вырастить стратегические показатели, предложить клиентам еще больше ценности, наладить все внутренние процессы в команде и добиться других наглядных показателей с помощью качественной приоритизации?
[sendpulse-form id=”278″]
Почему без приоритизации не выжить?
«Управление продуктом» означает принятие решения о том, что мы делаем для продукта, а затем его реализацию.
Райан Сингер, продуктовая стратегия Basecamp
Управление продуктом состоит из трех больших блоков:
- User research (исследование пользователей)
- Planning (планирование)
- Execution (исполнение)
На стадии планирования мы «лепим» образ будущего продукта. И очень важно использовать такие материалы, которые улучшат показатели нашего продукта, его прибыльность, его UX, UI и так далее.
И не будем кривить душой — я думаю, что многие product managers кайфуют от такой «лепки». От возможности влиять на то, каким будет продукт.
Отвлекающие факторы буквально убивают стартапы. Строительство ради строительства подобно самоубийству. Поэтому наличие строгого и честного процесса приоритизации для разработки функций имеет решающее значение для контроля внимания и устранения лишнего.
Бен Йосковитц, автор Lean Analytics, инвестор и стартап ментор.
Легко взять и потратить бесценное время команды на разработку фич, которые никому не нужны. Особенно эта проблема актуальна для стартапов, время и бюджет которых очень сильно ограничены.
Заблуждается тот, кто считает, что новая добавленная фича сразу заставит людей захотеть использовать весь продукт.
Джошуа Портер, UX директор в HubSpot
Мы делаем фичи и потом удивляемся, почему вообще ничего не изменилось в продукте.
Известный в Силиконовой долине Marty Cagan в своей книге Inspired выделил три типа менеджеров продукта:
- Backlog administrator. Его задача — просто аккуратно сложить все «хотелки» CEO и ничего не потерять.
- Roadmap administrator, который уже может что-то предложить сам, но решает все равно группа стейкхолдеров.
- Настоящий менеджер продукта. Только этот тип может принимать решения самостоятельно. Вот именно таким менеджерам и пригодится мой процесс. Если вы менеджер другого типа — меняйте работу, потому что изменить mindset CEO очень сложно.
В условиях жесткой конкуренции и неопределенности, в которой находятся как стартапы, так и бизнесы, жизненно важно уметь проводить правильную приоритизацию.
Процесс приоритизации
Теперь я хочу рассказать о процессе, который поможет вам выбирать будущие фичи и делать продукт/проект лучше.
На самом деле, все просто: ставим цели на 1-2 месяца, выбираем метрики для контроля, собираем и отбираем идеи, которые могут улучшить эти метрики. Далее проводим бережливую приоритизацию идей, делаем скоринг фич, и, наконец, пишем ТЗ на фичи, которые выиграли. Вот и все — фичи готовы к разработке.
Если все это систематизировать:
- Формулируем цели
- Выбираем метрики под цели
- Собираем и организуем идеи
- Проводим непрерывную Lean-приоритизацию
- Делаем скоринг фичей
- Детализируем фичи и складываем их в очередь.
Собираем идеи
Откуда можно брать идеи?
- Системы поддержки пользователей
- NPS
- Продуктовая аналитика
- Анализ конкурентов
- Интервью
- A/B тесты
- Обзоры.
- UX тестирование
- Опросы
Организуем идеи
Так как фидбэка и идей может быть очень много, то постоянно наводим порядок в бэклоге. Это помогает быстро находить нужные вещи и не отвлекаться на ненужные.
Как мы структурировать product backlog:
- по компонентам (backend, frontend, API, mobile apps)
- по сфере применения (UX, marketing, tech debts, bugs)
- отмечаем «флагами» самое стратегически-важное
- линкуем инсайты и фичи, чтобы понять востребованность фич.
Делаем Lean-приоритизацию
Периодически, по мере накопления новых идей мы оцениваем их с помощью метода Lean Prioritization. Это простая матрица 2×2 c двумя осями — сложность и ценность:
- Ценность — какой вклад дает фича в продукт.
- Сложность — трудозатраты на реализацию фичи.
- Берем в работу сначала Quick Wins — фичи, которые дают большую ценность, но которые можно очень быстро запилить.
- Далее — Big Bets. Это фичи, которые могут принести большую ценность, но их трудно реализовать.
- Затем – Maybes – задачи и функции, которые не приносят большой ценности, но легко реализуются. Они могут вполне быть реализованы позже.
- И, наконец, Time Sinks. Этим фичам сейчас не нужен приоритет и должное внимание.
Здесь мы ищем фичи, которые могут дать нам конкурентное преимущество, то есть создадут причину, из-за которой клиенты конкурентов придут к нам. Это конкурентное преимущество должно быть уникально, трудно повторимо и, в идеале, не воспроизводимо.
Planning Poker
Для оценки идей можно использовать Planning Poker:
- собираемся группой
- ведущий берет идею, и группа обсуждает ее вслух, чтобы прийти к общему знаменателю и пониманию
- каждый участник оценивает идею по шкале Фибоначчи и кладет карту рубашкой вверх
- далее ведущий вскрывает все карты
- люди, которые поставили max и min поясняют свое решение
- далее команда пытается найти консенсус
- в итоге, приходим к общему знаменателю и потом переходим к следующей идее.
Техники приоритизации
Daniel Zacarias собрал в коллекцию 20 техник приоритизации и сгруппировал их по двум свойствам — внешняя/внутренняя и количественная/качественная техника.
Пример внешней количественной техники — модель Кано, где мы даем опросник пользователям. А пример внутренней количественной техники — Lean Prioritization (или Value vs Cost). Я описал этот метод выше.
Скоринг Фичей
Скорим не все фичи, а только те, которые выиграли в Lean Prioritization, потому что скоринг — трудозатратная операция.
Оцениваем каждую фичу по выбранным критериям, по шкале от 0 до 10. Далее эти значения умножаем на веса и получаем некую финальную числовую оценку, которая позволяет нам сравнивать фичи между собой.
Критерии для скоринга
Вот различные критерии, которые можно использовать для скоринга:
- целевые метрики
- увеличивает прибыль
- помогает привлечь новых клиентов
- помогает удержать старых клиентов
- ценность для пользователей
- стратегическая ценность — сейчас не даст, но потом поможет что-то сделать
- можно ли решить задачу через существующий функционал
- сильная инновация
- есть у многих конкурентов
- нужна многим пользователям
- как часто нужна
- время и стоимость разработки
- время и стоимость внедрения
- уверенность в том, что выстрелит
- ожидаемая по Кано
- желаемая по Кано
- восхищающая по Кано — wow-эффект, ценность для PR
- улучшает код (облегчает доработку и поддержку)
- Pirate Metrics (AARRR)
Что даст приоритезация фич и их правильный выбор:
- Снижение степени влияния интуиции на принятие решений и руководство наглядными и осязаемыми критериями оценки.
- Рост стратегических показателей. Движение в нужном направлении к поставленной цели.
- Клиенты получают самое важное в первую очередь.
- Команда понимает ПОЧЕМУ делается конкретная фича. Благодаря скорингу и критериям можно легко пояснить всем любопытным коллегам, почему взяли в работу ту или иную фичу.
- Минорные идеи прячутся и не мозолят глаза — все равно 80% идей никогда не будут реализованы.